Минэкономразвития РФ предлагает разделить Россию на 14 макрорегионов. Соответствующие доработки накануне были внесены в проект «Стратегии пространственного развития». Макрорегионы не изменят существующего административно-территориального деления, а будут дополнительным разделением территории, отражающим сложившиеся социально-экономические связи.

До настоящего времени было выделено всего два макрорегиона - Дальний Восток и Северный Кавказ. К ним власти планируют добавить еще двенадцать: Центральный, Центрально-Черноземный, Северный, Северо-Западный, Южный, Волго-Камский, Волго-Уральский, Уральский, Западно-Сибирский, Южно-Сибирский, Енисейский и Байкальский макрорегионы. В состав каждого макрорегиона будет входить хотя бы один крупный центр экономического роста.

Эксперты признали необходимость поиска новых подходов к территориальному развитию, однако, предложенная Минэкономразвития РФ стратегия, по их мнению, лишь один из миллиона вариантов, а ее реализация вызывает немало вопросов. Главные сомнения экспертов связаны с работой новой структуры, которая будет управлять образованными макрорегионами.

 

НОВАЯ ИЕРАХИЧЕСКАЯ СТУПЕНЬ И ИНТЕРЕСЫ РЕГИОНОВ

Идея сегментировать рынки для того, чтобы вкладывать все более скудеющие ресурсы адресно и иметь возможность контролировать результат – здравая и давно напрашивающаяся.  Политолог Андрей Колядин убежден, что к развитию городов и регионов стоит подходить более обдуманно, делая ставку на самые перспективные направления данной территории. Именно для этого сотрудники Минэкономразвития и предлагают разделить страну на макрорегионы, согласно экономическим особенностям отдельных областей.

«В условиях санкций, когда внешние рынки для нас закрыты, надо соответствующим образом относиться к тем ресурсам, которые у нас есть. То есть, рачительно вкладывать их в те направления, которые на данной территории могут быть актуальнее всех. Этим, на мой взгляд, сейчас и занимается правительство, пытаясь создать некие экономические зоны, в которых вложения финансовых ресурсов в те направления, которые являются драйверами роста способно увеличить экономический потенциал страны в 30-35 раз. Если этого не сделать, как и не сделать еще одной вещи – не пресечь коррупцию и все откаты, которые забирают от всех инвестресурсов до 50%, то соответственно деньги просто размоются и результат будет менее впечатляющим», – рассуждает политолог.

Однако успех стратегии пространственного развития зависит от того, какими полномочиями будут наделены ответственные структуры и работающие в них люди.

«Я думаю, что у них будет вполне понятный функционал и не будет желания погреть руки на эти финансовых ресурсах и проектах. В этом случае у них все получится», – считает Колядин.

Несмотря на актуальность идеи экономической специализации, эксперты отмечают, что есть и другие способы помочь регионам, в том числе через развитие местного самоуправления. Как один из альтернативных способов, эксперт предлагает создать систему, направленную на изменение инвестиционной привлекательности региона, исходя из местных национальных особенностей.

«Распределение органов управления – еще один способ развития отдаленных от Москвы территорий. К примеру, если сейчас в Екатеринбург перенести Правительство РФ, оставив администрацию Президента в Москве, то Екатеринбург сразу начнет развиваться по-другому. То есть, способ Минэка – просто один из миллиона вариантов», – отмечает Колядин.

Если взять во внимание цели и задачи, а также обозначенные Министерством экономического развития приоритеты, очевидно, что предложенная концепция соответствуют интересам государства и самих территорий.  Однако, как отмечает политолог Дмитрий Ковалев, реальный результат для регионов от новой концепции зависит от того, насколько эффективно будет работать новая структура, курирующая макрорегионы.

«Если новая структура реально возьмет на себя вопросы лоббирования территорий, это будет реальная помощь регионам. Если же региональные администрации нагрузят дополнительными всевозможными отчетами и совещаниями, то все будет как всегда», – говорит эксперт, отмечая, что пока новая стратегия в части реализации оставляет больше вопросов, чем ответов.

Экономическим районированием территории России занимался еще Василий Никитич Татищев в  начале 18 века. Тенденция укрупнения применяется к регионам с завидным постоянством: то несколько регионов соединяют в большие, то возникают идеи разделить некоторые области и укрупнить их территориями соседние регионы (например, такой подход предлагалось применить к Курганской области), и «в аккурат» под выборы постоянно реанимируется идея о слиянии трех регионов «тюменской матрешки» в один большой супер-регион. 

Концепция 14 макрорегионов, предложенная Минэкономразвития, во многом опирается на ныне принятое деление территории России на 12 экономических районов, которое практически полностью соответствует составу экономических районов СССР, входивших в РСФСР.

Уральцев, то есть тех, кто проживает в Уральском  федеральном округе, особо заинтересовало предложенное деление федерального округа на две части или, если посмотреть по-другому, объединение трех регионов в макрорегион - Уральский макрорегион (Свердловская, Челябинская, Курганская)  и Западно-Сибирский макрорегион (Тюменская область, Югра, Ямал).

Руководитель уральского филиала «Фонда развития гражданского общества» Анатолий Гагарин считает, что концепция макрорегионов породит передел сфер влияния и перераспределение функций. Чтобы избежать конфликтов и неразберихи, стоит в самое ближайшее время уточнить главный вопрос, – какие новые возможности подарит появление новой иерархической ступени, когда над регионами появится макрорегион с экономическими функциями, а, соответственно, административно над двумя макрорегионами будет возвышаться федеральный округ?

«Практика говорит о  том, что в реальности обычно ТНК (транснациональные компании) делят ареалы своей деятельности на макрорегионы, перешагивая региональные и национальные границы. Тогда это вызовет неизбежно перераспределения полномочий и новые переделы сфер влияния. Именно поэтому проект МЭРа уже вызвал несогласие ряда полпредов и ФПГ. Таким образом, проект требует более внятных и убедительных аргументов для обоснования предложений, касающихся столь важных регионов как те, что входят в состав Уральского федерального  округа. Стоит ли наделять макрорегионы полномочиями и тогда система изменится, или же стоит создать  новую структуру, но с декоративными функциями», - размышляет эксперт.

 

МАКРОРЕГИОНЫ НА СМЕНУ ПОЛПРЕДСТВАМ

Представитель Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в Челябинске, политолог Андрей Лавров также считает, что идея разделения на макрорегионы весьма своевременна. Вместе с ее внедрением, по мнению эксперта, стоит отказаться от деления на федеральные округа, некогда созданные для борьбы с региональным сепаратизмом, однако, сегодня уже утратившие актуальность и эффективность.

 «То, что систему надо менять – очевидно. Но именно менять, а не развивать усложняя. Мне представляется вполне обоснованным «новый передел» в соответствии с изменением целевых приоритетов. То есть, отмена федеральных округов и создание системы макрорегионов. Она опробована на Кавказе и Дальнем Востоке, показала свою эффективность и, что немаловажно, позволяет федеральному центру сохранить уже созданную систему контроля за субъектами федерации, но уже на ином аксиологическом уровне», – считает Андрей Лавров.

Разделение Уральского федерального округа именно на две части – Уральский и Западно-Сибирский макрорегионы эксперт считает весьма разумным и обоснованным.

«По всем параметрам – социально-демографическим, этно-культурологическим, ментальным, экономическим уральские регионы резко отличаются от «тюменской матрешки». У нас разные проблемы и для их решения требуются различные механизмы», – поясняет Лавров.

 Развитие агломераций в качестве альтернативы  образования макрорегионов эксперт признать не готов. При всем том, что за самой идей агломераций Лавров видит будущее. Однако образование агломераций – более долгий путь, не гарантирующий равномерности развития.

«Упоминаемые альтернативы такого решения в виде развития агломераций, разумеется, имеют право на существование, даже думаю, за ними будущее в общемировом цивилизационном процессе. Но, во-первых, это дело долгое, во-вторых, пока данные механизмы не применимы в политическом смысле для федерального центра. Ведь ставка на агломерации автоматически усиливает их автономность и уровень их амбициозности. Они явно станут менее подконтрольными прямому правлению из центра. Не думаю, что федеральный центр к этому готов», – аргументирует Лавров.

 

ЗА СОХРАНЕНИЕ ГРАНИЦ СУБЪЕКТОВ

Некоторые представители власти и экспертного сообщества, продолжая идеи Министерства экономики, заговорили об укрупнении субъектов. Глава экспертного совета ЭИСИ политолог Глеб Кузнецов уточняет, что на самом деле речь не идет об укрупнении регионов. Изменение границ субъектов на его взгляд вовсе не обещает повышения качества управления, но напротив, принесет нежелательные последствия. Противник объединения «всех со всеми» Глеб Кузнецов считает, что утрата субъектом статуса – его неизбежная деградация.

Аналитик напоминает, что государственная власть – часть экономики субъекта. В столице региона действуют государственные социальные учреждения – областные больницы, ВУЗы, территориальные органы исполнительной власти, сотрудники которых платят налоги и тратят деньги в субъекте.

«Вхождение столицы субъекта районным центром к соседу означает крах всего этого. Плохо это и экономически – меньше денег физически начинает оборачиваться, и социально – человеку вчера, чтобы попасть в "областную больницу" нужно было 100 км ехать, завтра 500. Утрата субъектом статуса – есть неизбежная быстрая и серьезная деградация столичного города в первую очередь», – делает выводы Глеб Кузнецов.

Эксперт уточняет, что очевидное и прямое последствие укрупнения субъектов – деградация в первую очередь «средних городов». Идея деления на макрорегионы вовсе не отменяет деления на субъекты, а предлагает повысить эффективность взаимодействия между ними.

«Энтузиастам следует успокоиться и посчитать реальные последствия, а не абстрактные преимущества укрупненных до 5-6 млн населения субъектов, где в красивых офисах будут сидеть образованные европейски люди и, засучив рукава, реализовывать "проекты развития". И прислушаться к тому самому Минэку, который вовсе не предлагает рушить политическую систему страны и разрушать города вроде Костромы или Благовещенска, а всего лишь облегчать межрегиональное взаимодействие по реализации тех самых крупных экономических проектов», – объясняет Кузнецов.

 

НОВЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА ДЛЯ ЧИНОВНИКОВ

Политолог Эдуард Коридоров полагает, что новая концепция – это история про создание новых рабочих мест, а именно – кресел для чиновников. Эксперт напоминает, про то, что у нас уже существует подобное деление на федеральные округа, однако, оно, похоже, не оправдало себя. Уже существующий опыт говорит о том, что любые межрегиональные проекты сложны в исполнении, поскольку речь идет о совершенно разных хозяйствующих субъектах, политолог сомневается, что ради их воплощения стоит так сильно менять геополитический уклад.

 «Существование федеральных округов показало уже условность объединения даже соседствующих областей: практически все межрегиональные союзы, фонды, корпорации развития — доблестно провалились. Со стороны очень похоже, что округа существуют у нас для того, чтобы могли существовать в природе полпреды президента. По крайней мере, никто из моих знакомых не объявляет гордо: я живу в УрФО. А вот живу на Урале – говорят, но у Урала нет ни губернатора, ни полпреда, есть только Павел Петрович Бажов. Даже если какие-то, пусть большие, но единичные межрегиональные проекты все же имеют шанс на реализацию – стоит ли ради одного проекта городить геополитикоэкономический огород?» - задается вопросом эксперт.

Как отмечает Коридоров, деление на макрорегионы было бы оправдано, если бы речь шла о полном упразднении статуса губернаторов со всеми их аппаратами. Однако об этом речь не идет.

«Полагаю, придуманные в Минэке 14 макрорегионов имеют отношение не к стратегии пространствннного развития РФ, а к стратегии дальнейшего развития бюрократической прослойки. Ведь макрорегионы не бросишь на произвол судьбы. Их надо мониторить, ими надо управлять. Глядишь, выросли 14 новых департаментов сначала в министерстве, потом в АП и полпредствах, а то и 14 новых министерств, – по примеру Минкавказа и Минвостокразвития. В общем, эта история – просто о создании новых рабочих мест. И это хорошо. Правда, мест непроизводительных. И это плохо», – резюмирует политолог.

В Екатеринбурге выставлена на продажу редкая медаль эпохи Николая Второго

В Екатеринбурге выставлена на продажу редкая медаль эпохи Николая Второго. Медаль с изображением царя на аверсе и надписью «За храбрость» на реверсе появилась на сайте бесплатных частных объявлений.

«Большая нашейная медаль из желтого металла смотрите в Справочнике А.Кузнецова информацию под N 1065. В отличном сохране», - говорится в тексте объявления.

Добавим, что продавец оценил историческую редкость в 200 тыс. рублей.

Фото: https://youla.ru/

Siemens и РФПИ войдут в проект строительства ВСМ Челябинск - Екатеринбург

РФПИ (Российский фонд прямых инвестиций), Siemens Mobility (подразделение Siemens, представляющее консорциум «Немецкая инициатива») войдут в проект строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Екатеринбург - Челябинск.

Как сообщает «Коммерсант», соглашение о совместной реализации проекта по строительству ВСМ между сторонами и партнерством «Уральская скоростная магистраль» (УСМ) были подписано на полях конференции по безопасности в Мюнхене. Как уточнили в РФПИ, общий объем инвестиций составляет более 300 млрд. рублей.

«Инвестиции в инфраструктуру составляют более 40% портфеля фонда, и мы планируем дальше инвестировать в этот сектор», - отметил глава фонда Кирилл Дмитриев.

Согласно данным издания, по декабрьской версии финансовой модели проекта ее общий бюджет составляет 343,9 млрд. рублей. Минтранс РФ предлагает увеличить капитальный грант до 231 млрд., чтобы на стадии эксплуатации федеральный бюджет расходов не нес, а перевозчик в период до 2050 года получил из бюджетов Челябинской и Свердловской областей субсидии на 62,3 млрд. и плату концедента 216,2 млрд. рублей.

При этом перспектива капитального гранта зависит от попадания проекта в магистральный план. Пока он там отсутствует, но в октябре прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев уже поручил проработать данный вопрос.

Финансовая модель показывает эффективность проекта Уральской ВСМ - выход на операционную безубыточность по EBITDA (аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации) ожидается на четвертый год эксплуатации, совокупная EBITDA в 2025-2050 годах - 24,3 млрд., эффект для ВВП оценивается в 500 млрд., бюджетный эффект - 2,25 млрд. рублей.

Фото: Борис Ярков

 

Уральские дзюдоисты завоевали медали на Кубках Европы в Испании и Санкт-Петербурге

Представители Свердловской области завоевали четыре медали на кубках Европы, которые состоялись в Испании и Санкт-Петербурге в минувшие выходные.

Как сообщили в Федерации дзюдо Среднего Урала, в испанском Фуэнхироле свердловчанин Степан Сынкин выступая среди кадетов в категории до 55 кг, обошел соперников из Испании, Молдавии, Польши и Германии. Уступив в финале представителю Азербайджана, уралец завоевал серебряную медаль.

В свою очередь в Санкт-Петербурге на кубке Европы среди юниоров до 21 года свердловчанка Дарья Кашина заняла второе место в категории до 57 кг, а еще один представитель Среднего Урала Мулораджаб Халифаев - третье место в категории до 66 кг. Во второй день состязаний свердловчанин Мирзо Шукориев завоевал золото в категории до 81 кг.

Фото: Федерация дзюдо Свердловской области

Уральские регионы признаны одними из лучших по качеству жизни

Свердловская область заняла 13-е место в рейтинге регионов РФ с самым высоким качеством жизни. По сравнению с прошлым годом Средний Урал потерял две позиции.

Исследование РИА «Рейтинг» основано на 70 различных показателях социально-экономических условий жизни российских регионов, из которых был высчитан средний балл для каждого субъекта (от 1 до 100). В основе анализа - данные Минздрава и Росстата, Минфина, ЦБ РФ и другие открытые источники.

Экспертами, в том числе, учитывались: уровень доходов населения, занятость и рынок труда, жилищные условия, безопасность проживания, демографическая ситуация, экологические и климатические условия, здоровье и уровень образования, обеспеченность объектами социальной инфраструктуры, уровень экономического развития, уровень развития малого бизнеса, освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры.

Как и в прошлом году, первые три позиции занимают Москва, Санкт-Петербург и Московская область. Они набрали больше 70 баллов

Свердловская область набрала 56,672 балла, сместившись вниз с прошлогоднего 11-го места. Первые три места, как и в предыдущие годы, заняли Москва (77,371 балла), Санкт-Петербург (75,687) и Московская область (72,453). По мнению экспертов в ближайшие годы первая тройка не изменится.

Единственным регионом УрФО попавшим в первую десятку оказалась Югра - 8-е место, 60,113 балла. Регион поднялся на одну позицию по сравнению с 2017 годом. Ямало-Ненецкий АО немного опередив Средний Урал занял 12 место в рейтинге (57,966, 16-е место в 2017), Тюменская область на 14-й позиции (56,302, 2017 - 13-е место), Челябинская область - на 23-м месте (52,435, в 2017 - 21 место).

Потеряв две позиции, еще ниже в рейтинге опустилась Курганская область став одним из аутсайдеров всего списка - 79-е место и 28,890 балла.

Последние три места заняли Забайкальский край (27,192), Карачаево-Черкесская Республика (25,300) и Республика Тыва (16,195).

По мнению аналитиков, в 2019 году позиции регионов в рейтинге не претерпят существенных изменений в верхней и нижней частях списка. Некоторые движения мест, связанные с неравномерностью территориального развития возможны среди «середняков». Наиболее благоприятные предпосылки развития будут иметь регионы, ориентированные на экспорт сырьевых товаров.

С полной инфографикой можно ознакомиться по ссылке

Фото: Борис Ярков

В Екатеринбурге провели уникальную операцию по удалению грыжи (фото)

В Екатеринбурге в госпитале ветеранов войн была проведена уникальная для Свердловской области операция - эндоскопический способ удаления грыжи позвоночника.

Уральские специалисты провели операцию под руководством спинального хирурга, вертебролога, травматолога-ортопеда, члена международной ассоциации AO SPINE Бориса Сыченикова из клинической больницы №123 города Москвы.

«Эндоскопическое удаление считается самым щадящим методом операционного лечения позвоночных грыж, поскольку операция выполняется не через разрез, а через прокол брюшной полости, диаметр которого не превышает 7 мм. Туда вводятся специальные инструменты. Это позволяет не только избежать травмирования мышц и связок, но и уменьшить интенсивность постоперационных болей», - рассказал специалист.

Кроме того, важным моментом является возможность полного визуального контроля, для которого применяется специальная эндоскопическая установка с многократным увеличением. Это позволяет максимально снизить риски, связанные с повреждением спинномозговых корешков.

Эндоскопические операции уже проводятся в Москве и ряде других городов, а для их проведения требуется специальное медицинское оборудование немецкого производства, которого пока нет в регионе. Вопрос о его покупке будет рассмотрен Минздравом Свердловской области. Это позволит оперировать несколько сотен пациентов в год.

Фото: Борис Ярков

Новая неделя принесет на Урал похолодание до -25 градусов

В Свердловской области новая неделя принесет похолодание и снегопады. В ночное время столбики термометров будут опускаться до -25 градусов.

В понедельник днем синоптики Уральского Гидрометцентра прогнозируют -2 - -7 градусов и небольшой снег. Ночью похолодает до -13, а при прояснении до -18 градусов.

Во вторник в дневное время ожидается -4 - -9, на севере региона -12 градусов. Пройдет снег, возможна метель и порывы ветра до 13 м/с. В ночь на среду похолодает уже существеннее - синоптики обещают -15 - -20 градусов, а в горных районах и низинах вплоть до -25. Днем потеплеет до -8 - -13, возможен небольшой снег.

Фото: Иван Костин, ИА «Повестка Дня»

В прошлом году в Свердловской области было реализовано 18 общественно значимых проектов

В 2018 году, благодаря действию новой программы инициативного бюджетирования, в Свердловской области было реализовано 18 общественно значимых проектов.

Как сообщает департамент информполитики, с 2017 года в регионе действуют механизмы инициативного бюджетирования, которые позволяют жителям муниципалитетов самим определять приоритетные направления развития и выбирать проекты для реализации.

В 2017 году благодаря программе было построено 7 социальных объектов, в 2018 году эта цифра увеличилась до 18. Большинство проектов направлено на организацию досуга детей, спортивную подготовку и благоустройство. Из областного бюджета на реализацию программы было выделено порядка 14,4 млн. рублей.

По такому принципу социально значимые объекты были организованы в Екатеринбурге, Краснотурьинске, Асбесте, Алапаевском районе, Верхней Туре, Арамиле и других муниципалитетах.

Как отметили в областном министерстве экономики и территориального развития, подобная практика бюджетирования будет продолжена и в нынешнем году, а механизм участия станет доступнее для муниципалитетов.

Занимавшийся сбытом наркотиков уралец получил 13 лет колонии

В Карпинске суд вынес приговор в отношении 30-летнего местного жителя, который занимался сбытом наркотических веществ.

Как сообщили в пресс-службе областной прокуратуры, мужчина покупал запрещенные средства, фасовал, делал «закладки» на территории города, фотографировал и отправлял ссылку с описанием места тайника неустановленному лицу, материалы в отношении которого выделены в отдельное производство. За свои противоправные действия карпинец получал денежное вознаграждение.

В ходе следственных действий у него было изъято свыше 35 грамм наркотических средств. Суд приговорил его к 13 годам в колонии строгого режима.
 

Екатеринбуржцы создали сайт, посвященный эпохе правления Николая II

На территории парка «Россия - моя история» состоялось очередное заседание клуба историков. В этот раз спикером выступил доцент кафедры истории Московского Государственного института культуры, член совета общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орёл» Петр Мультатули. Послушать его пришли коллеги и просто любители истории. Мероприятие прошло при поддержке «Фонда святой Екатерины».

Творческая встреча была посвящена презентации уникального сайта «Российская империя в эпоху правления императора Николая Второго».

По словам руководителя проектов фонда Татьяны Баланчук, созданию сайта предшествовал печатный проект – календарь «Российская империя в эпоху Николая II», который рассказывает о достижениях страны и императора. Проект вызвал широкий резонанс от аудитории, что послужило основой для создания сайта. Издание осуществлено при поддержке ЗАО «Таганский Ряд» и других партнеров фонда.

«В 2018 году Фонд святой Екатерины подключился к царским дням - сто летнему юбилею - эта памятная дата расстрела царской семьи. Презентация сайта это завершение «царского года». Идея проекта заключается в том, чтобы глубоко и правдиво раскрыть эпоху правления Николая II, так как очень много противоречивых источников на эту тему, особенно в интернете», – поделилась с корреспондентом «Повестки Дня» Татьяна Баланчук.

Проект показали в режиме реального времени на большом интерактивном экране парка «Россия – моя история». Сайт порадовал оформлением в стилистике газеты времен Российской Империи. Гостям и участникам представили несколько красочных видеороликов о Николае II, с которыми можно познакомиться в разделе сайта «Кинозал». Отлично потрудились и графические дизайнеры, воссоздав до мелочей изображения известных исторических деятелей в цвете.

Петр Мультатули рассказал об эпохе правления Николя II, выделил ряд ключевых достижений, рассказал о проблематике того времени и особо отметил, что говорить об ошибочных решениях, принятых императором в то время не очень корректно. Если рассуждать о событиях, случившихся в прошлом из нашего времени, конечно, многое выглядит неправильно. А если глубоко погрузиться в те исторические события, то можно понять, что многое из того что сделано императором, было единственно верным решением. Например, Николай II назначил генералов, которые в последствие предали его, но это были единственные люди в его окружении, которым можно было доверить управление армией в то время.

«Эпоха Николая II – однин из самых великих периодов, связанных с реформированием нашей страны. За период его правления реформ было реализовано даже больше чем при Петре I, причем, довольно, кардинальных, изменивших лицо России. Это и реформа образования, здравоохранения, осуществление плана по электрификации страны, это строительство железных дорог», – рассказал Петр Мультатули.

Историк подчеркнул, что восемьдесят процентов железных дорог построила именно Российская Империя, а не Советский Союз и что особенностью проводимых реформ была политика «народосбережения», что подкрепляется статистикой, население страны с 1884 года по 1914 год увеличилось на 53 млн. человек, несмотря на войны.

Участники поговорили и о «Тайне имен российских городов». Спикер отметил, что в царские времена многие города российской империи называли в честь святых. Это и Санкт-Петербург, названный в честь Святого Петра и Екатеринбург, названный в честь Святой Екатерины.

Петр Валентинович назвал мифом мнение, что наш город назван в честь императрицы Екатерины. «Этого просто не могло быть»,  подчеркнул он. Говоря о Екатеринбурге, историк отметил, что город и храм были заложены практически одновременно, поэтому восстановление исторической справедливости в таком случае, строительство Храма святой Екатерины, есть восстановление фундамента города – исторического и духовного.

Петр Мультатули рассказал и о том, что в России, как и в Екатеринбурге, есть преемственность от СССР, но она отсутствует между царской Россией и современной. При присутствии такой связи наше государство могло бы усилить свою позицию и отстаивать свои интересы в сфере территориальных споров активнее и убедительнее.

Историк отметил также, что есть смысл восстановления исторической справедливости в идее переименования улиц российских городов, они, по его мнению, должны носить название выдающихся деятелей этого периода. Было бы здорово увеличить количество названий улиц связанных с героями России разных эпох, особенно уделить внимание героям Великой Отечественной Войны.

«Cайт «Российская империя в эпоху Николая II» уникальный проект, так как в одном месте удалось собрать исторически и юридически точную информацию на эту тему, а сохранение доброго имени как императора Николая II, так и имени нашего города – это очень важная часть нашей работы», – резюмировала Татьяна Баланчук.

Отметим, что клуб историков проходит уже второй год и остается одним из ярких и значимых городских проектов. Спикеры, ведущие дискуссию, как правило, выдающиеся деятели в области истории и других сфер знаний.

Познакомиться с сайтом об эпохе правления Николая II можно, пройдя по ссылке.

Справка. Пётр Валентинович Мультатули – правнук Ивана Харитонова, старшего повара императорской кухни, убитого вместе с царской семьёй в доме Ипатьева 17 июля 1918 года. По материнской линии праправнук генерал-майора П. Г. Беллика, участника Кавказской войны, назначенного императором Александром II начальником Чечни и городским главой Грозного. Именем П. Г. Беллика в Грозном назван мост через реку Сунжу.

 

Фото и текст: Илья Макридин, ИА "Повестка дня"

ЦПКиО предложили сделать уральским Версалем при поддержке бизнеса (фото)

В Администрации Екатеринбурга в формате круглого стола прошла встреча, посвященная разработке концепции развития ЦПКиО имени Маяковского. В дискуссии приняли участие глава города Александр Высокинский, депутаты муниципальной думы, городской и областной Общественных палат, а также авторы концептуальных предложений. На обсуждение было вынесено два проекта, окончательное решение примет объединенная рабочая группа.

Свои проекты на обсуждение вынесли представители профильных структурных подразделений мэрии и компании Acons Group, известной по ряду крупных инвестпроектов в Екатеринбурге. Предваряя встречу, Александр Высокинский и глава городского Управления Татьяна Ярошевская обозначили основные ожидания от разработчиков концепций. 

По словам руководителя подразделения администрации, концептуальный смысл парка культуры и отдыха как учреждения культуры заключается в повседневной работе с каждым человеком.

«Парк семейного отдыха, парк для каждого. У нас по определению не может быть «Диснейленда», не может быть парка для пионеров или парка для пенсионеров. Это мы уже проходили. Он должен быть ориентирован на каждого человека, на наши очень сложные погодные условия», - высказала мнение Татьяна Ярошевская.

Глава Екатеринбурга Александр Высокинский обозначил несколько основных требований к разработчикам проектов, а также дал понять, что заказчики не собираются искусственно ограничивать их рамками техзаданий. Обязательным условием, с точки зрения градоначальника, для создания востребованной жителями зоны отдыха является участие бизнес-структур.

«Нужно понимать, что у нас два парка. Один парк работает с сентября по май, другой с мая до конца лета. Это два совершенно разных парка. Чтобы сделать их интересными, мы в каждом должны сделать еще пять. Парк с 20 лет до 30 - это одно, с 30 до 40 – другое, с 40 до 50 – третье, и так далее. Парк должен быть у каждого свой, но при этом общий. Следующий тезис – мы осознанно не стали писать техническое задание. Такой опыт тоже первый, и я считаю его правильным, поскольку, как только мы его пишем, ученые и творческие люди говорят моим коллегам: «Вы режете нам крылья». Мы убрали эти рамки. И третье – мы просили, чтобы при реализации проекта были задействованы средства бизнеса. Логика проста – если мы делаем проект за счет бюджетных средств, мы получаем бюджетное учреждение со сложным названием. Если же бизнес вкладывает деньги, он понимает, как их окупить, а это может произойти только при условии, что идея будет нравиться горожанам», - обрисовал ожидания от будущего проекта мэр Екатеринбурга.    

Вложения требуются весьма серьезные. По оценкам Александра Высокинского, чтобы следовать намеченным планам, уже в ближайшие несколько лет в парк необходимо инвестировать не менее 1,5 млрд рублей. При этом от половины до двух третей суммы власти рассчитывают найти с помощью бизнес-сообщества.

Один из проектов был представлен Управлением культуры и Дирекцией городских праздничных мероприятий администрации Екатеринбурга. Параметры проекта озвучил руководитель МАУК «Центр культуры «Урал» Илья Марков. По словам спикера, при разработке концепции основными «опорными точками» стали простота решений, всесезонность и последовательность работы.

Следуя обозначенным принципам, Илья Марков условно разделил процесс развития ЦПКиО на три этапа – до 2020, 2023 и 2030 года. Если на первом из них основными задачами станут айдентика, продвижение площадки через соцсети и собственный сайт и мобильные приложения, то ко второму авторы рассчитывают сделать бренд парка значимее брендов проходящих в нем событий. На финальной стадии узнаваемость парка должна стать федеральной.

Сам же ЦПКиО в рамках воплощения концепции будет разделен на «зоны по интересам» - искусства, отдыха, детства, спорта, включая «площадку для игр времен СССР». Предполагается создать и детский технопарк. Зеленая зона парка должна соответствовать требованиям ландшафтной эстетики и включать в себя собственный ботанический концепт и пруд. Один из наиболее принципиальных вопросов – финансирование – также был затронут в выступлении Ильи Маркова. К 2030 году ЦПКиО должен обладать собственной базой аттракционов, на его территории полностью реализованы различные инвестпроекты, а нагрузка на бюджет минимизирована. 

«Сегодня в бюджете парка около 80% - это арендные деньги. Это сдача в аренду кафе, различных площадок. Наша принципиальная позиция – эти услуги должен оказывать сам парк, пусть в коллаборациях, в каких-то долях. Кроме того, известные всем кейсы – спонсорские интеграции, и не на один уик-энд, а на сезон или, лучше, на несколько лет», - рассказал спикер.

Еще один проект представила Екатерина Богословская, директор по коммуникациям известной компании-застройщика Acons Group. Рассказывая о концепции, представитель строительной группы обратила внимание на историю, в частности партерные парки XVIII века, характерные для Франции, самым известным из которых является Версаль. Они также предполагают создание четко очерченных зон. В настоящее время ЦПКиО, по мнению спикера, не хватает системности.

Функционал этих отдельных соседствующих друг с другом площадок Екатерина Богословская предложила определить самим горожанам. Кроме того, проект содержал предложения перенести зону аттракционов ближе к легендарной детской железной дороге, а также намерение организовать овальную площадь у центрального входа. Справа же от главной аллеи предложено создать небольшую площадь Культуры, которая станет своеобразным лекторием в обрамлении оранжереи.  

«Наш подход более прагматичный. Мы подумали, где могли бы быть отдельные зоны . К примеру, входная группа и центральная аллея, ее продолжение. Таким образом, у парка появится ось. Также это площадь Культуры, многофункциональный луг, благоустроенная набережная. Как видно из проекта, внешний вид парка практически не изменился, мы лишь немного подчеркнули его структуру», - сказала представитель Acons Group.

Согласно проекту компании, «ЦПКиО должен стать современным городским парком национального значения для горожан и гостей города с ярким брендом, живописными ландшафтами, качественной навигацией, удобными маршрутами, а также многопрофильными социальными, образовательными и культурными программами в партнерстве с городскими институциями». В этом заявлении участники встречи усмотрели общность двух концепций.

Отметим, присутствующие на «круглом столе» оперативно высказали немало предложений о дополнениях в проекты. Ряд из них был признан заслуживающими внесения в протокол для дальнейшего рассмотрения. В частности, было предложено соединить ЦПКиО с парком Лесоводов России. Тему развил Александр Высокинский, попутно отметив, что его несколько озадачивают сроки окончательной реализации проекта, обозначенные 2030 годом. По мнению градоначальника, с реализацией планов следует поторопиться.

«Безусловно, нужно рассматривать ЦПКиО сквозь призму парка Лесоводов России. Я тоже предлагаю об этом договориться. Мы рассматриваем парк Маяковского как первый этап, хотя меня немного пугают сроки 5-10 лет. Хотелось бы, чтобы за 3-4 года уже было сделано то, что является серьезными изменениями. Хотя, как говорят, стратегическим планированием всегда заниматься проще. Но я предлагаю рассмотреть парк Лесоводов России как вторую часть ЦПКиО. Там будет своя целевая зона», - отметил глава Екатеринбурга.

Среди других предложений, которыми, вероятно, будут дополнены концепции, значатся, в частности, расширение охвата парка освещенными лыжными и лыжероллерными трассами, создание сети парковок по периметру всей рекреационной зоны, использование Детской железной дороги для связи со всеми зонами, а также отказ в допуске на территорию непрофильным коммерческим организациям и создание в ЦПКиО специальных зон для отдыха людей с ограниченными возможностями здоровья. Отметим, этот список не окончательный, и до 23 февраля горожане смогут внести свои идеи в администрацию через ее официальный портал.

По итогам «круглого стола» было принято решение о создании объединенной рабочей группы с участием представителей администрации Екатеринбурга и строительной компании Acons Group. Она займется внесением наиболее интересных предложений горожан в единую финальную концепцию, которая и станет основой для реализации проекта на практике. Использование идей горожан в окончательном варианте проекта мэр назвал принципиальной позицией администрации. Планируется, что следующая встреча по развитию ЦПКиО имени Маяковского должна состояться в марте.

«Сейчас нужно все предложения обобщить. Примерно 10-15 марта мы собираемся, чтобы посмотреть концепт. После этого, я вам сразу скажу, процесс демократии закончится (предложения после 23 февраля приниматься уже не будут – прим. ред.), и мы с предпринимателями и Управлением культуры садимся и смотрим, как сделать схему управления. Это будет либо хозяйственное партнерство, либо что-то еще. Схему будем искать с юристами. После этого найдем директора, который и будет проект реализовывать», - анонсировал следующие шаги Александр Высокинский в завершение встречи. 

Фото: Борис Ярков